Когда участники команды действуют по разным правилам, а методология управления не сформулирована, проекты терпят неудачу. Главная причина здесь — отсутствие структуры. На помощь придет нормативная документация с правилами работы для всех участников.
Расскажем, какие вопросы решает методология, что должно быть внутри, для кого пишутся регламенты и как избежать «вавилонской башни». Готовы построить систему, которая работает?
В первую очередь вы должны создать структуру документации. Принцип — от общего к частному: сначала формулируются единые правила, после — они детализируется.
В состав документации также могут входить положения об управляющих органах (комитетах), проектном офисе, отделе управления проектами. Ниже разберем подробнее.
Устанавливает основные принципы и подходы к проектной деятельности. Включает в себя ссылки на международные и национальные стандарты (ГОСТ):
Эти документы помогут выстроить корпоративные нормы на основе лучших практик в области управления проектами.
Также в стандарт входят цели и задачи, границы применения, проектный классификатор. Благодаря последнему проекты систематизируются по разным отраслевым критериям. Например, если смотреть по целям, то бывают антикризисные, маркетинговые, образовательные, инновационные. По масштабу проекты делятся на малые, средние или мегапроекты. По прикладной области можно выбрать сферу ИТ, строительства или маркетинга. Также важно классифицировать проекты по финансовой модели, сложности, срокам реализации, причинам возникновения и приоритету.
Кроме этого, выделяется ролевая модель. Она определяет ключевых участников и их зоны ответственности. Это могут быть руководитель проекта (планирует, организует, управляет и контролирует), администратор (координирует команду и документооборот), команда (участвует в реализации проекта), заказчик (клиент), куратор или руководитель высшего звена (отвечает за успех) и спонсор (обеспечивает ресурсы и поддержку). Других заинтересованных лиц (стейкхолдеров) включают в отдельный перечень.
Детализируют взаимодействие участников для проектов определенных типов. Состоит из двух частей:
Регламенты помогают улучшить взаимодействие команды, поставить цели и идти и к ним. Ниже можно увидеть, как строится процесс инициации проекта по нотации BPMN:
Регламентируют содержание проектной документации. Шаблоны включают:
Описывают работу в информационной системе управления проектами. Это помогает пользователям быстрее освоить интерфейс и начать работу.
Нормативная документация — это фундамент для системного и профессионального подхода к проектной деятельности в компании. Оптимальной практикой является разработка стандартов и регламентов в ходе проекта внедрения ИСУП перед настройкой информационной системы: документация задает все необходимые требования. При этом возможны итеративные подходы, когда методология и ИСУП адаптируются параллельно.
Готовые шаблоны нормативной документации вы можете найти в гайде по выстраиванию корпоративной системы управления проектами. Скачивайте!
Заполните небольшую форму, чтобы мы могли с вами связаться